Тема
урока: Беларусь –
мая Айчына.
Цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся о Беларуси.
Задачи:
способствовать формированию у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитанию у подрастающего поколения чувства
гордости за страну и её героев, уважения к её достижениям, раскрытию
творческого потенциала, формированию активной гражданской позиции, приобщению к
духовно – нравственной культуре.
Ход
урока:
1.
Организационный
момент:
-
Дорогие ребята! Сегодня важный
праздничный день – День знаний. Этот день отмечают во всех школах Беларуси. Я
очень рада, что мы снова собрались все
вместе в нашем уютном классе на первый урок в новом учебном году. Я надеюсь,
что этот урок будет очень важным для каждого из нас.
2.
Введение в новую тему.
А начнём мы наш урок с прослушивания песни «Белая Русь».
- Чему посвящена эта песня? (Ответы
детей.)
На доске открываем
первое слово темы (Беларусь)
- А сейчас внимательно послушайте стихотворение, которое
прочитает …
Родина — слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котенок... и я.
В. Орлов
-
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-
О чём говорится в этом стихотворении?
Молодцы.
Беларусь – это наша Родина. Мы можем смело сказать, что для каждого из нас –
это мая Родина.
На доске открываем
второе слово темы (мая).
- А может кто-нибудь догадался,каким
будет следующее слово?
-Сейчас давайте посмотрим, какое слово спряталось.
На доске открываем
третье слово темы(Айчына).
3.
Новая тема.
- Давайте все вместе прочитаем тему
нашего урока.
- А что такое Айчына?(Отечество.)
- Как вы понимаете слово «Отечество»?
- А теперь прочитайте слова на
доске про себя. Кто прочитает вслух?
отец
отчество
Отечество
- Отец дал нам свое имя - отчество. Отечество – это место, где живут
наши отцы, деды, где живем мы. Отечество объединяет все поколения. Отечество –
это и есть наша Родина.
- А как вы понимаете значение слова
«Родина»? Прочитайте слова на доске про себя.
Кто прочитает вслух?
род
родня
родители
Родина
- Какие это слова?
- Назовите общую часть в этих
словах. (род)
- Молодцы. Родина - здесь живут родные и близкие нам люди.
- А что такое Родина для каждого из
вас. Прежде, чем ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах.
1. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки идём.
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Взявшись за руки идём.
2. Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
3.Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Край, где мы с тобой живём.
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
- Прочитайте стихотворение. Найдите и выберите
те предложения, в которых говорится о Родине.
- Молодцы! Вы с любовью и гордостью
говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом, родители, наши друзья, школа. Для каждого человека его Родина – самая
лучшая, самая красивая, самая дорогая.
3.1
Проблемный вопрос.
1. Звучит музыка и выходит девочка.
Читает стихотворение «Беларусачка».
- В какой стране живет эта девочка?
- Как называют жителей Беларуси?
- Какие характерные черты у белорусов? (Слайд.)
2.
– А сейчас послушайте стихотворение,
которое прочитает Ульяна и ответьте на
вопрос: «Какие люди живут в Беларуси»?
Край белорусский
Аист,
березка, синий цветок –
Это
любимой земли уголок.
Лес
и озера, ржаные поля –
Это
родимая наша земля.
Люди
здесь добрые в мире живут,
Трудятся, дружат,
свой край берегут.
Янина Жабко
- Какие люди живут в Беларуси?
-
Давайте соединим черты характера белорусов на русском и белорусском языках:
Свободные
мірныя
Искренне дружатпрацавітыя
Мужественные шчыра сябруюць
Трудолюбивые вольныя
Мирные мужныя
3.2 Работа в группах.
-
Сейчас
я предлагаю вам поработать в группах (Пазлы.)
-
1
группа. Национальная библиотека.
-
2
группа. Ф. Скарына.
-
3
группа. Книга.
-
Что
получилось у каждой группы? Что объединяет
эти слова? На какую они тему?
(Создание книги.)
-
Раньше книги
не печатались, а переписывались вручную и на это уходило много времени,
книги были очень дорогие. А может быть
вы знаете, кто из белорусов первым стал печатать книги.
-
(Сообщение о Ф. Скарыне). О своем первопечатнике я
расскажу на роднай мове.
-
Может
ещё кто- нибудь хочет добавить про Ф. Скорина?
Ф. Скарына
любил свою Родину, природу, поэтому в
книгах заглавные буквы украшал элементами природы.
3. 3 Логические задания. А сейчас я вам
предлагаю немного подумать?
Беларусь - крылья. Составьте
предложения, в которых будет заключаться смысл этих двух слов. (Беларусь зовут землей под белыми крыльями.
Аистов в Беларуси очень много.)Слайд.
Беларусь - синеокая.( В Беларуси много рек и озер. Земля с голубыми глазами.)Слайд.
-
Сейчас
мы разгадаем ребусы и узнаем какие реки
протекают в Беларуси.
СОК К =Ж(СОЖ)
Д + ВЕПР В=Н
(ДНЕПР)
3
+
5 = ? Т= П (ПРИПЯТЬ)
Молодцы. Беларусь
– это и аисты, которые летят над землей,
расправив свои крылья. Это леса и пущи,
реки и озера, бескрайние поля голубого льна, васильков во ржи.
4. Рефлексия.
-
Давайте
вспомним о чем мы говорили на уроке?
-
Продолжите
фразу: “Я люблю Беларусь, потому что…”
-
Теперь
возьмем васильки, которые лежат на
столах,и подарим частичку нашей любви своей Родине, Беларуси.
(Включаем музыку и наклеиваем васильки).
-
В
завершение урока послушаем красивые
стихи о нашей Родине.
1.Радзіма наша – Беларусь.
І, колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсей зямлі
Мілей, чым гэты край.
2.
Не знойдзеш ты такіх людзей,
Іх сэрцы – дабрыня,
Яна струменіць, льецца ў свет
Крынічкаю
штодня.
3.
Таму ў жыцці не трэба быць
Няшчырым, сквапным, злым.
Не забывай: ты беларус!
І
заставайся ім.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.