Звук С

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С']
а) в изолированном произнесении:
Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].
Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):
 Капельки-сестрички
В море плещется волна.
Слышишь, как поет она?
«С_______________».
Эту песенку водички
Капли, дружные сестрички,
Напевают в тишине
Ветру, рыбкам и луне.
«С_______» - шуршат они песком,
Камешком на дне морском.
«С________» - дробятся о скалу,
«С_________» - стекают по стеклу.
«С________» - и спрятались в ракушку.
Мы ее приложим к ушку…
И услышишь снова ты
Шум прибоя, плеск волны:
«С_____________».
(Е.Г. Карельская)

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?) 
б) в слогах, словах и чистоговорках
Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
СЫ-СЫ-СЫ
СЭ-СЭ-СЭ
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
АС-АС-АС
ОС-ОС-ОС
УС-УС-УС
ЫС-ЫС-ЫС
ЭС-ЭС-ЭС
ИС-ИС-ИС
СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля
СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт
СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть
СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.
АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас
ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос
УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс
ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.
СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.
СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.
СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.
Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.
ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.
УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.
ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.
СИ-СИ-СИ                           СЕ-СЕ-СЕ                                 СЁ-СЁ-СЁ
СЮ-СЮ-СЮ                         СЯ-СЯ-СЯ                                 СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень
СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка
СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.
СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.
СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!
СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.
СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С'].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.
В саду у Дуси утки и гуси.
Саня и Костя идут к Соне в гости.
Саня с невестой месят тесто.
Саня сено косит, а Соня сено носит.
Сеня во сне сидит на сосне.
У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.
В миске у киски вкусные сосиски.
Испугали Люсю бабусины гуси.
У Фроси на подносе ананас и абрикосы.
Соня и Стас съели ананас.
Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.
У соседа домоседа есть сосед непоседа.
Везёт Сенька Саньку  с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,
Получается … (СЕМЬЯ).
Благоухает третий день
В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица
Желтогрудая … (СИНИЦА).
К стрижу приполз усатый жук,
Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят
Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,
Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.
Он – любимец детворы,
Добродушен и умен
Лопоухий этот … (СЛОН).


По ночам она не спит,
Очень зорко вдаль глядит.
Словно тыква голова
Это – хищная … (СОВА).
(Загадки Е.Г. Карельской)

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З']
Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С']. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с'] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з'] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з'] в той же последовательности, что и звуков [С] [С']. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з'] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с']
 ЗА-ЗА-ЗА
ЗО-ЗО-ЗО
ЗУ-ЗУ-ЗУ
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ
ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ
ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача
ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото
ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За-за-за, за-за-за,
За Зиной гонится коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Колокольчик у козы.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе,
Сено мы дадим козе.

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайкаБубы разболелись зубы.

Звала Зося зайку в гости.
Идет Назар на базар, купит козу Назар.
Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.
В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.
У Зои мимозы, а Зины розы.
Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.
Роза мёрзнет от мороза.
Зина в магазине забыла корзину.
В магазине купили Зине корзину.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.