Рыцарский турнир знатоков русского языка.
Ход игры.
I. Слово ведущего
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады
приветствовать вас на Рыцарском турнире знатоков русского языка. Сегодня в нем
участвуют три команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает
имя существительное. Команда- победительница в качестве приза получит торт.
Победителя турнира определит компетентное жюри в составе...
Представляются члены жюри.
- Итак, команды готовы!
Объявляю начало первого тура.
II. Первый
тур
Команды рассказывают о себе,
защищают свое название, девиз.
III. Второй
тур
Ведущий. Все
вы знаете, что наша речь бывает устной и письменной. Что слышим мы в устной
речи?
Дети. Звуки.
Ведущий.
Какие они бывают?
Дети.
Гласные, согласные.
Ведущий.
Сейчас мы проверим, как хорошо вы ориентируетесь в них. Я загадываю загадки, а
вы должны отгадать их и определить, какие согласные меняют значение слова.
Со звуком «с» я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С «м» берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
Дети. Соль,
моль.
Ведущий. С
«к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «п», от вас не утаю, -
Тоже в классе я стою.
Дети. Карта,
парта.
Ведущий.
Хоть и мала я, но взгляни -
Весь мир в себе я отражаю.
Но «к» на «ц» перемени -
Я по болоту зашагаю.
Дети. Капля,
цапля.
Ведущий. С
«б» мучительной бываю,
С «м» одежду пожираю,
С «р» актеру я нужна,
С «с» для повара важна.
Дети. Боль,
моль, роль, соль.
Ведущий.
Какой частью речи являются все отгадки? Дети. Это имена существительные.
IV. Третий
тур
Ведущий. Я
вижу, что согласные вы знаете. Теперь проверим, так ли хорошо знаете гласные.
Каждой команде нужно быстрее соперника выписать все слова, где попарно стоят
гласные буквы.
Галерея, оазис, фойе, филиал,
статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю, майолика.
Ведущий.
Определите, что общего в этих существительных и какое «лишнее».
Дети. Общее
- все имена существительные, отвечают на вопрос что? «Лишнее» слово «лауреат»,
потому что отвечает на вопрос кто?
V. Четвертый
тур
Ведущий.
Ученику было дано задание подобрать проверочные слова на безударную гласную в
именах существительных. Он добросовестно выполнил эту работу: подобрал
проверочное слово, подчеркнул безударную гласную, поставил ударение. Верно ли
выполнил задание ученик?
Линять - линия, известняк —
известие, волна - вол, деньга -день.
VI. Пятый
тур
Ведущий.
Этот тур потребует от вас внимательности. Вам надо за 1,5 мин собрать
наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не
могут самостоятельно найти свои половинки.
кар
|
га
|
род
|
хо
|
ро
|
ще
|
во
|
те
|
тель
|
о
|
лек
|
даш
|
ки
|
лен
|
зонт
|
у
|
зи
|
ток
|
де
|
ран
|
тив
|
жи
|
ри
|
дарь
|
ап
|
ло
|
чет
|
ма
|
ти
|
ный
|
аг
|
зяй
|
метр
|
кор
|
ро
|
ка
|
ка
|
жур
|
зин
|
го
|
ли
|
ном
|
мо
|
чи
|
на
|
кол
|
го
|
на
|
ка
|
ло
|
ство
|
звез
|
до
|
на
|
Ведущий. Докажите,
что найденные слова являются именами существительными.
VII. Шестой тур
Ведущий.
Наташа пришла домой и после отдыха села выполнять упражнение по русскому языку.
В упражнении было задание определить, к какому склонению относятся данные
имена существительные. Задание показалось ей трудным, и она попросила помощи у
наших команд. Помогите Наташе определить склонения имен существительных.
Дети должны переписать слова
в три столбика по склонениям.
Пароход, стена, дочь, ночь, тюль, окно, кофе, метро, степь,
пальто, желчь, плащ, калач, няня, дядя, учитель, печь, печка.
VIII. Седьмой
тур
Ведущий.
Этот тур посвящен именам существительным среднего рода. Мы часто произносим их
очень ласково, а иногда в форме дразнилок.
Человек, который часто и
много кушает.
Дети.
Обжора.
Ведущий.
Человек, любящий лежать на диване, кровати.
Дети.
Лежебока.
Ведущий. Кто
рано ложится спать и поздно встает?
Дети. Соня.
Ведущий.
Задиристый, драчливый человек.
Дети.
Забияка, задира.
Ведущий. Как
называем того, кто любит лукавить?
Дети.
Хитрюга.
IX. Восьмой
тур
Ведущий. В
этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с
антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом,
причем это должно быть существительное. При задержке очки уменьшаются.
Ведущий называет слова.
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий,
прямой, первый, верхний, тяжелый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый,
громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
Тур проходит в быстром темпе.
Ведущий играет с каждым из участников команд.
X. Девятый
тур
Ведущий.
Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он
перенял у нее многое из ее словарных запасов. Больше всего ему понравились
числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 мин наибольшее количество имен
существительных, где он применил эти числа.
XI. Десятый
тур
Ведущий.
Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 1,5 мин из слова
«воспитание» составить имена существительные именительного падежа
единственного числа. Можно использовать буквы, данные в слове, не более двух
раз.
XII. Итог
Ведущий. Вот
и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне
остается поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за
отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется
председателю жюри.
Объявляется победитель.
Каждой команде вручаются медали. Команде-победительнице - торт. Для участников
организовано чаепитие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.