Рыцарский турнир знатоков русского языка.

Рыцарский турнир знатоков русского языка.
Ход игры.
I. Слово ведущего
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и участники на­шего праздника. Мы рады приветствовать вас на Рыцарс­ком турнире знатоков русского языка. Сегодня в нем уча­ствуют три команды, которые в честном поединке выяс­нят, кто же лучше знает имя существительное. Команда- победительница в качестве приза получит торт. Победите­ля турнира определит компетентное жюри в составе...
Представляются члены жюри.
- Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

II.      Первый тур
Команды рассказывают о себе, защищают свое название, девиз.

III.    Второй тур
Ведущий. Все вы знаете, что наша речь бывает устной и письменной. Что слышим мы в устной речи?
Дети. Звуки.
Ведущий. Какие они бывают?
Дети. Гласные, согласные.
Ведущий. Сейчас мы проверим, как хорошо вы ори­ентируетесь в них. Я загадываю загадки, а вы должны отгадать их и определить, какие согласные меняют зна­чение слова.

Со звуком «с» я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С «м» берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
Дети. Соль, моль.
Ведущий. С «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С «п», от вас не утаю, -
Тоже в классе я стою.
Дети. Карта, парта.
Ведущий. Хоть и мала я, но взгляни -
Весь мир в себе я отражаю.
Но «к» на «ц» перемени -
Я по болоту зашагаю.
Дети. Капля, цапля.
Ведущий. С «б» мучительной бываю,
С «м» одежду пожираю,
С «р» актеру я нужна,
С «с» для повара важна.
Дети. Боль, моль, роль, соль.
Ведущий. Какой частью речи являются все отгадки? Дети. Это имена существительные.

IV.    Третий тур
Ведущий. Я вижу, что согласные вы знаете. Теперь проверим, так ли хорошо знаете гласные. Каждой команде нужно быстрее соперника выписать все слова, где попарно стоят гласные буквы.
Галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю, майолика.
Ведущий. Определите, что общего в этих существи­тельных и какое «лишнее».
Дети. Общее - все имена существительные, отвечают на вопрос что? «Лишнее» слово «лауреат», потому что отвечает на вопрос кто?

V.      Четвертый тур
Ведущий. Ученику было дано задание подобрать про­верочные слова на безударную гласную в именах сущест­вительных. Он добросовестно выполнил эту работу: по­добрал проверочное слово, подчеркнул безударную глас­ную, поставил ударение. Верно ли выполнил задание ученик?
 Линять - линия, известняк — известие, волна - вол, деньга -день.

VI.    Пятый тур
Ведущий. Этот тур потребует от вас внимательности. Вам надо за 1,5 мин собрать наибольшее количество сло­варных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

кар
га
род
хо
ро
ще
во
те
тель
о
лек
даш
ки
лен
зонт
у
зи
ток
де
ран
тив
жи
ри
дарь
ап
ло
чет
ма
ти
ный
аг
зяй
метр
кор
ро
ка
ка
жур
зин
го
ли
ном
мо
чи
на
кол
го
на
ка
ло
ство
звез
до
на

Ведущий. Докажите, что найденные слова являются именами существительными.

VII. Шестой тур
Ведущий. Наташа пришла домой и после отдыха села выполнять упражнение по русскому языку. В упражне­нии было задание определить, к какому склонению относятся данные имена существительные. Задание пока­залось ей трудным, и она попросила помощи у наших команд. Помогите Наташе определить склонения имен существительных.
Дети должны переписать слова в три столбика по склонениям.
Пароход, стена, дочь, ночь, тюль, окно, кофе, метро, степь, пальто, желчь, плащ, калач, няня, дядя, учитель, печь, печка.

VIII. Седьмой тур
Ведущий. Этот тур посвящен именам существитель­ным среднего рода. Мы часто произносим их очень лас­ково, а иногда в форме дразнилок.
Человек, который часто и много кушает.
Дети. Обжора.
Ведущий. Человек, любящий лежать на диване, кро­вати.
Дети. Лежебока.
Ведущий. Кто рано ложится спать и поздно встает?
Дети. Соня.
Ведущий. Задиристый, драчливый человек.
Дети. Забияка, задира.
Ведущий. Как называем того, кто любит лукавить?
Дети. Хитрюга.


IX.    Восьмой тур
Ведущий. В этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонима­ми. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом, причем это должно быть существитель­ное. При задержке очки уменьшаются.
Ведущий называет слова.
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжелый, острый, горячий, свет­лый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд.

X.      Девятый тур
Ведущий. Русский язык очень дружен с другими пред­метами, например с математикой. Он перенял у нее мно­гое из ее словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 мин наи­большее количество имен существительных, где он при­менил эти числа.

XI.    Десятый тур
Ведущий. Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 1,5 мин из слова «воспитание» составить имена существительные именительного паде­жа единственного числа. Можно использовать буквы, дан­ные в слове, не более двух раз.

XII.   Итог
Ведущий. Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остается побла­годарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.
Объявляется победитель. Каждой команде вручаются меда­ли. Команде-победительнице - торт. Для участников органи­зовано чаепитие.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.