Лингвистический турнир

Лингвистический турнир.
Турнир проводится между командами четвертых классов. Состав команды - 10 человек.
От каждой команды 5 человек - группа поддержки. (Ос­тальные дети не присутствуют.)
Команды сидят друг против друга.
Ход игры
I. Слово ведущих
Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня мы проводим лин­гвистический турнир среди учащихся четвертых клас­сов. Вы знаете, что лингвистика - это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начи­наем наш турнир дружной, веселой песней.
Дети исполняют песню.
Ведущий 2. Любая игра начинается с разминки. Сей­час вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».

II. Конкурс «Дружная семейка»
Ведущий 1. Перечислите все части речи, которые вы знаете.
Дети выполняют задание.
Ведущий 2. А теперь на каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») под­берите дружную семейку. Кто быстрее подберет друж­ную семейку, тот и победитель.
Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответ­ствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова.

«л» - ли, частица
«и» - или, союз
«т» - три, числительное
«е» - есть, глагол
«р» - радостно, наречие
«а» - арбуз, существительное
«т» - тот, местоимение
«у» - у, предлог
«р» - ручной, прилагательное
«а» - ай, междометие
«т» - ты, местоимение
«р» - разве, частица
«у» - удивляться, глагол
«д» - десять» числительное
«о» - ох, междометие
«л» - легко, наречие
«ю» -юла, существительное
«б» - без, предлог
«и» - или, союз
«е» - еловый, прилагательное

 Ведущий 1. Молодцы, хорошо справились с задани­ем. Это задание определило, какая команда является дружной семейкой.
Ведущий 2. Вы удачно провели разминку, следующий наш конкурс называется «Намеки».

III. Конкурс. «Намеки»
Ведущий 1 предлагает играющим первую букву загадан­ного слова и какой-то намек на него - другое слово, кото­рое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, выска­зыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной. Словом, ограничения минималь­ны. Важно только, чтобы связь была общей для людей, говорящих по-русски и общающихся с русской культурой в широком смысле слова. Каждой команде по очереди на­зывается буква. Если команда не отгадала, ведущий сам говорит правильный ответ.
Буква - «к», намек - «сумка». (Кенгуру.)
Буква- «б», намек - «нос». (Буратино.)
Буква - «м», намек - «лягушонок». (Маугли.)
Буква - «у», намек - «горячий, холодный». (Утюг.)
Буква - «д», намек - «мышь». {Джойстик.)
Буква- «ш», намек - «1001». (Шахерезада, «Тысяча и одна ночь».)
Буква - «м», намек - «очки». (Мартышка.)
Буква — «т», намек - «привет». (Тетя, «Здравствуйте, я ваша тетя».)
Буква - «к», намек - «ура!» (Каникулы.)
Буква - «м», намек - «колено». (Море, «море по колено».)
Буква - «к», намек - «крыша». (Карлсон или кот.)
Буква - «к», намек - «самолет». (Ковер.)

IV. Конкурс «Собери текст»
Ведущий 1. Для участия в следующем конкурсе нуж­ны пять человек. Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить пред­ложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.
Для   команды    1
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впе­реди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
(Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он от­полз от головы, попал в трещину и провалился.)
Для команды 2
Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».
Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
У одного отца было два сына.
Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»
Они пошли судиться к соседу.
Они сказали: «Он велел делить все пополам».
(У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разде­лите все пополам». Когда отец yмер, сыновья не могли разде­литься без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спро­сил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.)
В то время когда команда собирает текст, остальные члены команд играют в игру «Найди «лишнее».

V. Игра «Найди «лишнее»
Условия игры: каждой команде называется по пять пред­метов. Игроки должны объяснить, почему одно слово являет­ся «лишним».
Для команды 1
Существительное, прилагательное, глагол, союз.
1.     Дождь, снег, град, луна.
2.     Земля, серая, желтая, зеленая.
3.     Увидеть, покрасить, краска, добежать.
4.     Белый, белизна, белеет, белка.

Для    команды   2
1.     Тетрадь, книга, дневник, са:молет.
2.     Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
3.     Касса, маска, тонна, килограмм.
4.     Ночь, дочь, печь, рожь.
5.     Вкусный, интересный, искусный, грустный.
Ведущий 1. Придумайте команде противника цепоч­ку из четырех слов, чтобы одно являлось «лишним».
Дети выполняют задание.

VI. Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий 2. А сейчас домашнее задание. Каждая команда представляет части речи. Задача другой коман­ды узнать, о какой части речи идет речь.
Команда 1 представляет глагол + частица.
Команда 2 представляет наречие + глагол.
Ведущий 1. С домашним заданием вы справились пре­красно, продолжаем наш лингвистический турнир. Как говорил Маршак: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной». Мы тоже должны обна­ружить слова, которые здесь спрятались.

VII. Игра «Собери слово»
Условия игры: у каждого ребенка на груди листок с «ма­леньким» словом, участники каждой команды должны найти себе пару, чтобы получилось другое слово. Команда, которая быстрее соберет слова и объяснит их значения, побеждает.
Ведущий 1. Возьмите по карточке, у каждого из вас теперь есть свое имя. Поднимите вверх и прочитайте. А теперь найдите пару, чтобы из этих двух слов получи­лось одно слово, и, посовещавшись, объясните значение этого слова.

След

Соль

Зал

Дог
 
Газ

Ель

Фа

Рот

Град

Ежи

Оса

Опыт

Штука

Тур
Банк

Кон

Буй

Вол

бал

Ус

(Следопыт, залежи, газель, фасоль, градус, осадок, штука­тур, банкрот, буйвол, балкон.) Следопыт:
1.     охотник, высматривающий зверя по следам;
2.     человек, который собирает материал о былых историчес­ких событиях, об исторических лицах.
Залежи:
1.     скопление полезного ископаемого;
2.     Надолго оставленная без обработки пахотная земля;
3.     То, что долго лежит без движения;
4.     Залежавшийся товар.
Газель:
родственное антилопе млекопитающее, отличающе­еся стройностью и быстротой бега. Балкон:
1.     выступающая у стены здания площадка с перилами, решеткой;
2.     верхний или средний ярус в зрительном зале.
Фасоль: растение семейства бобовых с длинными стручка­ми, а также сами стручки и его плоды.
Штукатур: рабочий, специалист но штукатурным работам.
Градус:
1.     единица измерения дуг и углов, равная 1/360 окружности;
2.     единица измерения температуры или вязкости жидкости.
Банкрот:
1.     несостоятельный должник, отказывающийся платить своим кредиторам вследствие разорения;
2.     тот, кто оказался несостоятельным в своей деятельности, в личной жизни.
Буйвол: крупное жвачное животное, родственное быку, с боль­шой головой на короткой толстой шее и короткими ногами.
Осадок:
1.     твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или стенках сосуда после отстаивания;
2.     тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь.
Ведущий 2. Сегодня на турнире мы убедились, что вы очень дружные, находчивые, многое умеете и знаете. Но сейчас мы проверим, как вы умеете слушать друг друга. Итак, конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга».

IX. Конкурс «Умеем ли мы слушать друг друга»
Ведущий вызывает команду к доске и дает задание соста­вить маленький рассказ.
Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участ­ник называет предложения. Второй называет первое предло­жение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повто­ряет два предложения и говорит третье и т.д.
Ведущий 1. Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться.
X. Конкурс «Угадай фразеологизм»
Команда инсценирует фразеологизм, а другая команда уга­дывает и объясняет его смысл.
Ведущий 2. Мы сегодня много сочиняли, угадывали, инсценировали, намекали, а теперь я предлагаю вам со­брать венок сравнений.

XI. Игра «Венок сравнений»
Игра идет по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он выступает.
Играющие выбирают какое-либо слово (в данном случае слово говорит ведущий). Затем все по кругу начинают сравни­вать его с чем-либо, называя при этом основание для сравне­ния. Задача каждого следующего игрока - привести убеди­тельное сравнение. Повторяться запрещено. Тот, кто не суме­ет ответить, выходит из игры.
Побеждает ответивший последним. (Снимать сравнения как неубедительные можно только в том случае, если сам игрок не может назвать сходные черты или говорит очевидную нелепи­цу.) Победивший зарабатывает своей команде очко.
Слово   для    команды  1
Река (она похожа на ленту, такая же длинная и блестящая.)
Слово   для    команды  2
Дождь (как водопад, как душ, как колыбельная песня.)

XII. Конкурс «Дальше, дальше, дальше, или Гонка за лидером»
Ведущий 1. Следующий конкурс поможет выровнять счет или набрать дополнительные баллы. За 2 мин команда должна дать правильные ответы на большее ко­личество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: «Дальше», а ведущий задает следующий вопрос.
Вопросы    команде  1
1.     Сколько звуков в слове «лью»?
2.     Антоним к слову «временный».
3.     От кого Айболиту пришла телеграмма?
4.     «Подруга дней моих суровых». О ком?
5.     Слово с удвоенной «н».
6.     Объясните значение выражения «хоть кровь из носу».
7.     Словарь, в котором можно узнать о правильности слов.
8.     Часть слова без окончания.
9.     Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать»?
10.                       Слово с приставкой «при-»?
Вопросы    команде  2
1.     Сколько звуков в слове «ель»?
2.     Синоним к слову «отважный».
3.     Кто спас Муху-Цокотуху?
4.     В каком городе родился Пушкин?
5.     Слово с удвоенной «м».
6.     Объяснить значение выражения «попасть пальцем в небо».
7.     Словарь, в котором можно узнать о происхождении слов.
8.     Часть слова, стоящая перед корнем.
9.     Слово с приставкой «пре-».
10.                       Есть ли удвоенная согласная в слове «искусный»?
Жюри считает количество правильных ответов.



VIII. Конкурс «Объясни пословицу»
Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги, каждой коман­де предлагается прочитать зашифрованную пословицу.
Пословицы нарисованы на плакатах.
1.     Хорошую речь хорошо слушать.
2.     Красна птица оперением, а человек умением.
Представитель от каждой команды читает пословицу и объясняет ее смысл.
Ведущий 1. Слово предоставляется жюри.
Жюри объявляет итоги турнира. Далее следует награжде­ние. Праздник заканчивается песней.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.